Замена масла в двигателе

от 800 ₽

Цена не является публичной оффертой и может быть изменена в зависимости от вашего авто.
За точной ценой обращайтесь в автосервис.

Замена моторного масла в двигателе автомобиля – частая, вполне стандартная услуга, оказываемая любым более-менее приличным автосервисом. Для чего она нужна? Двигатель – это главный механизм в машине. Он состоит из множества движущихся элементов, в процессе работы постоянно испытывают трения друг об друга. Из-за этого трения они преждевременно изнашиваются.

Чтобы его снизить, а также охладить натертые детали, используют смазку, в качестве которой выступает техническое масло. Как и любой материал, со временем оно загрязняется, окисляется, вырабатывает свой ресурс и нуждается в замене. Если этого не сделать, двигатель быстро выйдет из строя, а его ремонт, замена деталей мотора стоит намного дороже, чем замена масла.

Мы рекомендуем выполнять ее в надежных сервисных центрах. При всей простоте процедуры ее не всегда получается качественно провести в кустарных условиях частного гаража или сомнительной мастерской. Цена профессиональной замены масла невысока, особенно с учетом рисков, возникающих из-за плохо выполненного технического обслуживания.

Признаки необходимости замены масла

Понять, что масло в двигателе вашего автомобиля нуждается в замене, можно по множеству внешних признаков, хорошо заметных даже неспециалисту в ремонте машин:

  • Тяжелый запуск мотора. Недостаток смазки может приводить к тому, что детали мотора с трудом приводятся в движение, так как часть энергии расходуется ими впустую и уходит на трение и его преодоление. Перед запуском двигатель может также дрожать, вибрировать.
  • Произвольное выключение двигателя. В процессе езды мотор может глохнуть. Одна из возможных причин – слишком сильное трение деталей, которое не дает им функционировать так, как это необходимо для нормальной езды машины. А причина трения – нехватка смазки.
  • Вибрации машины без видимых причин. Если автомобиль едет по ровной дороге с хорошим покрытием, на средней скорости, без постоянных поворотов и переключения передач, не должно быть вибрации. Она появляется, если несмазанные детали стучат друг о друга.
  • Запах моторного масла в салоне. Он появляется по двум причинам. Первая – перегрев мотора, так как при повышенных температурах запахи распространяются лучше. Вторая – утечка смазки, в том числе и вследствие ее перелива при последней замене масла.
  • Перегрев двигателя. Из-за недостатка смазки детали мотора трутся друг об друга, что вызывает нагрев их поверхности. Внешне это заметно по слишком теплому участку капота там, где расположен двигатель.
  • Дым из выхлопной трубы. В норме выхлоп имеет определенный оттенок, например, сизый. Если с моторным маслом что-то не так, дым становится ощутимо темнее – из-за попадания частиц испортившейся смазки в выхлопное сопло, из-за неполного сгорания топлива и т. п.
  • Сильное потемнение масла. В течение срока службы смазка будет медленно, постепенно темнеть из-за окисления, загрязнения и т. д. Это нормальный, естественный процесс. Но слишком резкое и слишком сильное потемнение говорит о загрязнении или окислении.
  • Переключение скоростей с задержкой. Особенно это заметно на механической коробке. Автоматическая трансмиссия справляете лучше, но задержка переключения может быть и на ней. Причина – затрудненное из-за трения движение деталей мотора при недостатке смазки.
  • Громкие звуки при движении. В норме шумов быть не должно, особенно при спокойной езде по ровному покрытию и по прямой траектории. Когда смазки перестает хватать, детали двигателя начинаются стукаться друг о друга, и этот звук нередко дополняется вибрацией.

Если ваш автомобиль оснащен системой электронного управления, о проблемах с моторным маслом могут сигнализировать индикаторы, а на дисплее может появиться соответствующее уведомление. Будьте внимательны и относитесь к таким предупреждениям крайне серьезно.

Основные разновидности моторного масла

Для замены используются различные виды моторных масел. Основные классификации:

  • По химическому составу. Различают минеральные, синтетические и полусинтетические составы. Минеральные содержат продукты переработки сырой нефти и набор присадок. Синтетические состоят из искусственно полученных полимеров (нефтехимический синтез).
  • По сезонному назначению. Некоторые составы предназначены для использования в летний сезон (примерно с середины весны до середины осени, в зависимости от погодных условий). Другие – только в зимний. Выпускают также всесезонные круглогодичные моторные масла.
  • По совместимому топливу. Для двигателей, работающих на бензине, нужно приобретать одни составы, для дизельных моторов – другие. В обоих случаях можно залить универсальную смазку, на время – дизельную в бензиновый двигатель. Наоборот не рекомендуется.

Для обозначения типов моторных масел разные бренды применяют одну из трех маркировок:

  • SAE (Society of Automotive Engineers). Летние составы не имеют специальной маркировки, зимние обозначаются буквой W. Технические параметры зимних и летних масел выражены в индексе из одной цифры. Универсальные составы маркируются буквой W и двумя цифрами.
  • API (American Petroleum Institute). Литерой «S» обозначают бензиновые двигатели, «C» – дизельные. Вторая литера отражает год выпуска автомобиля и предусматривает 24 варианта, от А до Z. Дополнительных сведений о техническом составе маркировка не предусматривает.
  • ACEA (Association des Constructeurs Europeens d’Automobiles). Буквой «А» обозначаются бензиновые двигатели, «B» – дизельные и «Е» – грузовики высокой грузоподъемности, работающие на дизельном топливе. Параметры масла обозначаются комбинацией цифр.

Для контроля уровня масла в двигателе, проводимого перед заменой, применяют масломерный щуп. Это металлический стержень с пластиковой ручной оранжевого или желтого цвета. На металлической части нанесены отметки, позволяющие определить уровень смазки: низкий (MIN или L – lower) или (MAX или H – high). Щуп находится в трубке на блоке цилиндров и постоянно погружен в масло. Для измерения уровня смазки его нужно вынуть, протереть и снова погрузить до упора.

Процедура замены моторного масла

Профессиональная процедура замены масла в двигателе предполагает следующий алгоритм:

  • Подготовка машины. И замену масла, и проверку уровня его содержания нужно выполнять на ровной устойчивой горизонтальной поверхности. Автомобиль нужно припарковать, мотор выключить, а трансмиссию поставить в режим паркинга (обозначается буквой Р). Если перед этим машина ехала, нужно подождать 15 минут, пока остынет двигатель. Затем машину поднимают домкратом или иным способом на комфортную высоту (порядка 30-50 см).
  • Слив старого масла. При наличии защиты картера ее снимают. Под сливное отверстие авто подставляют емкость для сбора масла, укрывают пол мастерской защитным материалом, быстро откручивают гайку, открывающую сливное отверстие, и масло льется в емкость. Перед сливом иногда возникает необходимость проверить уровень масла. В идеале он должен быть между отметками MIN и MAX, причем ближе к максимальному уровню. Иначе нужно долить.
  • Замена масляного фильтра. Снятие старого фильтра – наиболее сложный процесс, потому что во многих марках машин доступ к нему осложнен особенностями конструкции. В таких случаях используют разные способы, от демонтажа переднего колеса до цепных съемников. Перед установкой нового фильтра в него заливают немного масла для снижения нагрузки на масляный насос после первого запуска авто. Новый фильтр вкручивают рукой, затем ключом.
  • Залив нового масла. Машину опускают, убирают подставки и упоры. Откручивают крышку заливной горловины мотора и вливают туда смазку в количестве, указанном в технической документации данной марки и модели автомобиля. Заливать нужно порциями по 200-300 мл, а после окончания заливки дать маслу отстояться в течение 10-15 минут и стечь в картер. В ряде случаев перед заливом емкость двигателя промывают, но часто этого делать не стоит.

При замене моторного масла важно избежать его перелива. Избыток смазки, как и ее недостаток, создает проблемы. Например, масло начинает подтекать, двигатель с трудом запускается, а расход топлива внезапно возрастает. Кроме того, из выхлопной трубы выходит дым сизого, серого, белого цвета. Быстрее изнашиваются свечи зажигания, насосы и масляные фильтры, возрастает нагрузка на коленчатый вал, потому что избыток масла создает дополнительное сопротивление. Нарушается герметичность соединений из-за разрывов сальников и прокладок, наблюдаются и иные проблемы.

Оптимальные сроки замены масла

Средняя частота замены моторного масла составляет от 10 до 15 тысяч км пробега. Такие сроки указаны в технической документации автомобилей, они могут отличаться на несколько тысяч км в зависимости от конкретной марки и модели автомобиля. Но если на упаковке (канистре) с маслом указана другая частота, особенно с меньшими сроками, лучше ориентироваться на нее. Кроме того, регулярность замены моторного масла изменяется в зависимости от условий эксплуатации.

  • При эксплуатации в городских условиях рекомендуемая частота составляет 7-8 тысяч км. Причина в том, что воздух в городе загрязнен намного сильнее, чем в сельской местности или на природе, в том числе и автомобильными выхлопами. Соответственно, содержимое мотора и других механизмов будет загрязняться быстрее из-за попадающих извне частиц.
  • При эксплуатации в суровых условиях. К таким условиям можно отнести езду по плохим дорогам или по бездорожью, длительные нахождения в пробках, когда мотор работает, но машина стоит на месте, спортивный или агрессивный стиль вождения, передвижение на предельной скорости и т. п. Оптимальная регулярность замены тут составляет 5 тысяч км.

При использовании плохого масла. Это может и более-менее качественный состав, но не «родной», то есть не рекомендуемый для данной марки и модели авто. А может и на самом деле откровенно плохой. Или синтетический вместо минерального и наоборот – например, если вовремя не оказалось нужного состава. Рекомендуемый срок – от 5 до 7,5 тысяч км.

Есть также мнение, что замену масла в двигателе можно проводить раз в год или перед каждым новым сезоном. В целом это неправильный подход. Смазка портится от работы, а не от нахождения в моторе, поэтому нужно ориентироваться именно на пробег. Но есть несколько исключений:

  • Если годовой пробег очень маленький и не дотягивает даже до минимального значения 5 тысяч км, то ежегодная замена имеет смысл, так как за такой срок смазка может испортиться.
  • Если пробег, напротив, очень большой, превышающий максимальное значение 15 тысяч км, проводите сезонную замену (дважды в год). К очередному сеансу масло уже отработается.
  • Если вы живете в местности с резкой сменой климата, сезонная замена также необходима. Внезапные перепады температуры и влажности могут плохо повлиять на качество смазки.

Кроме того, в ряде случаев обязательно требуется внеочередная замена моторного масла. Например, после ремонта с разборкой двигателя, даже частичной, со сливом технического состава, в случае попадания в него жидкости (чаще всего воды). Однако сам факт потемнения масла не является причиной для его немедленной замены: медленное окисление – естественный процесс.